Применение линейной модели человека-оператора к задаче пилотирования вертолета
Ограничим дальнейшее рассмотрение случаем пилотирования на каком-либо установившемся режиме полета в условиях воздействия на вертолет случайных атмосферных возмущений. При этом самонастраивающееся (адаптивное) поведение человека, выступающего в роли регулятора, характерно следующими функциями [32, 50].
Структурная организация замкнутой системы:
1. Построение контуров обратной связи — летчик выбирает и использует те параметры движения (из числа параметров, которые он способен воспринимать), которые более всего приемлемы для использования в качестве обратных связей при решении задачи управления.
2. Построение прямых связей — внутренняя организация таких путей обработки информации в центральной нервной системе, которые бы обеспечили наилучшее (с точки зрения каких-то заданных критериев) решение задачи управления.
«Настройка» системы■—количественное задание параметров пря-
[49] Следует сказать, что величина Кя не является определяющей для оценки летчика. Оценка в гораздо большей мере зависит от постоянных времени Тх и Г2. Опытные данные показывают, что оценка ухудшается с увеличением Т или Г2.
[50] Дальнейшее уточнение этого вопроса нуждается в экспериментальных исследо ваниях.